Сайт музея МБОУ СОШ №24

 

Сценарий экскурсии по школам 24, 33, 43

Пояснение к экскурсии

 

Экскурсия предназначена для учащихся 11-х классов. Она является заключительной, обобщающей экскурсией в цикле экскурсий по патриотическому воспитанию учащихся. С этими учащимися 11 классов я работаю второй год. Ранее были проведены экскурсии в школьном музее по следующей тематике:

1. Учащиеся 24 школы в Великой Отечественной Войне.

2. Дети блокадного Ленинграда, их роль в Великой Отечественной Войне (Таня Савичева, танцевальный ансамбль Ленинградского дворца пионеров и его солистка, девочка-подросток, которую называли балериной политотдела, по книге Ю. Яковлева "Балерина политотдела"). Эта экскурсия была посвящена 65-ой годовщине полного снятия блокады Ленинграда. В нашем музее есть экспозиция по детям блокадного Ленинграда.

 

Экскурсия  "По дорогам Боевой Славы" состоит из нескольких экскурсий:

1)    экскурсия в музей родной 24 школы.

2)    экскурсия в 9 гимназию (55 школа).

3)    экскурсия в 43 школу.

4)    экскурсия в 33 школу.

5)  возвращение в 24 школу, подведение итогов экскурсии.

 

Время проведения экскурсии и её этапы:

1.     1 этап: 24 школа – 30 минут;

2.     Переезд в 9 гимназию – 15 минут, автобус;

3.     2 этап: экскурсия по музею 9 гимназии – 20 минут;

4.     Переезд в 43 школу – 15 минут, автобус;

5.     3 этап: экскурсия по музею 43 школы – 20 минут;

6.     Переезд в 33 школу – 20 минут, автобус;

7.     4 этап: экскурсия по 33 школе – 20 минут;

8.     Переезд в 24 школу – 15 минут, автобус;

9.     Подведение итогов экскурсии – 15 минут.

 

Итого – 4 часа 5 минут.

 

Долго, но переезды как перемены. Думаю,  что дети не устанут.

Оптимально брать 3 музея. Четвертый я запланировала как резерв, если в каком-либо музее нас не смогут принять по объективным причинам. Музеи были выбраны по территориальному признаку (поближе), т. к. такая экскурсия требует значительных транспортных расходов: придется заказывать автобус.

 

Для проведения экскурсии "По дорогам Боевой Славы" я взяла ближайшие к нам музеи по истории школы, т. к. каждый школьный музей должен иметь материал и проводить экскурсии по данной тематике. Я посетила 9 гимназию, 43 и 33 школы  и убедились, что тема "По дорогам Боевой Славы" присутствует в каждом из них, и руководители музеев данных школ относятся к проведению экскурсии по данной теме серьезно, ответственно и трепетно.

 

I этап. Начинается экскурсия "По дорогам Боевой Славы" в стенах родной 24 школы. Учащиеся мне знакомы, поэтому я объявляю маршрут экскурсии и напоминаю правила поведения на экскурсии.

Затем начинается сама экскурсия в музее 24 школы.

Сопроводительный текст экскурсии в 24 школе, которую провожу я.

Мне выпала редчайшая удача – подарок судьбы – провести экскурсию "По дорогам Боевой Славы".

Это не только мой личный интерес, но и моя гражданская обязанность – рассказать вам, ребята, о том, сколько людей погибло, чтобы наша Родина была свободной и независимой, чтобы вы могли учиться в школе. Вы должны всегда помнить, что вы и ваши родители обязаны жизнью предыдущим поколениям, отстоявшим независимость России. Мой дед – Боровков Роман Васильевич – защищал Россию в Первую Мировую Войну; отец – Иванов Игнатий Петрович в холодном, голодном, но не сдававшемся на милость бесноватого Гитлера Ленинграде, на заводе "Красный Выборжец" делал пулеметы, которые на самолетах отправляли в осажденную Москву. Когда мне об этом в детстве рассказал дядя – Иванов Василий Петрович, я не поверила, но затем в нескольких книгах нашла подтверждение этому факту. Рабочие этого завода работали круглосуточно, не выходя с территории завода. Отец упал прямо у станка. Он умер от дистрофии и цинги.

Я по молодости лет не стреляла из автомата и не пускала под откос вражеские поезда, но повзрослев, поняла, что на моем поколении лежит ответственейшая задача – хранить память о подвигах отцов и дедов и не забывать, кому мы обязаны жизнью. Да не только хранить, но и рассказывать окружающим об этом, что я и делаю.

Не стояли бы они насмерть до последней капли крови, Россия превратилась бы в сырьевой придаток Германии, а нынешнее поколение школьников просто бы не родилось, т. к. Гитлер мечтал до минимума сократить численность населения СССР.

Наша 24 школа – старейшая школа Заельцовского района. В 20-е годы в Заельцовском районе была только одна школа - № 15 у Мясокомбината.

24 школа открылась в 1933 году, а уже в 1936 состоялся первый выпуск из 10-го класса. Начавшаяся в 1941 году ВОВ опалила юность наших выпускников, им многое пришлось изменить, не завершить или не доделать. В те незабываемые годы в едином строю со всем нашим народом сражались на фронтах и выпускники 24 школы. Они прошли все тяготы и испытания военных дорог, пробиваясь сквозь огонь и смерть к победе.

В школьном музее на стенде под названием "Выпускники 24 школы – участники ВОВ" записаны 48 фамилий наших учащихся – участников ВОВ.

Многие погибли на фронтах ВОВ, некоторые умерли от ран уже после войны, но мы не стали обводить их фамилии траурными рамками: для нас они всегда живы, и мы будем вспоминать о них с великой благодарностью – мы живы, потому что умерли они!

Особенная наша гордость и боль одновременно – житель Борис Давыдович Кигель. Ему посвящен отдельный стенд в нашем музее.

Б. Кигель поступил на Новосибирский мясокомбинат учеником электромонтера, а в 1941 году был уже главным инженером мясокомбината. Борис Кигель имел массу рационализаторских предложений. Его, как ценного специалиста, не отпускали на фронт, но он все-таки добился своего – отправки на фронт, мужественно воевал и погиб на Безымянной высоте в Калужской области.

Бой на Безымянной высоте длился почти двое суток. 18 советских солдат против нескольких сотен фашистов. 16 наших из 18-ти погибли. Когда на высоту ворвались советские войска, они насчитали больше сотни мертвых немецких солдат.

В этом бою Б. Кигелю оторвало гранатой руку. Затем истекающему кровью Б. Кигелю гитлеровец выстрелил в голову. По команде офицера началась расправа фашистов над умирающими коммунистами: их буквально растерзали. Об этом свидетельствовали следы пороховой копоти в местах посмертных пулевых ранений, размозженные черепа, исколотые штыками тела. А младшему лейтенанту Евгению Ивановичу Порошину, старшине Петру Ивановичу Панину и еще нескольким воинам выкололи глаза. На щеке Порошина вырезали звезду. Мы помним и чтим не только Б. Кигеля, но и всех его друзей – однополчан.

Им посвящен следующий стенд музея – Герои Безымянной высоты, где они все 18 вместе.

А в четырех витринах школьного музея хранятся альбомы, где учащихся школы в 1966-1985 годах кропотливо собирали материалы по каждому из 18-ти Героев Безымянной высоты. Здесь и фотографии, которые учащиеся привезли из поездок на Безымянную высоту, и письма родных, детали винтовки времен ВОВ. Все это мы бережно храним и изучаем.

Закончилась ВОВ. Вернулись домой наши герои-фронтовики. Страна превратилась в огромную стройку. Возводились дома, фабрики, заводы. Создавались семьи. Рождались дети.

Но все равно были люди, профессией которых была армия, а девизом – защита Родины.

Таким был Юрий Иннокентьевич Андреев. Сын солдата, погибшего в ВОВ в Польше, Юрий окончил 7 классов вечерней школы,  а затем Строительную школу № 17. С 1959 по 1962 год служил в рядах Советской Армии. Затем работал на заводе им. Ленина фрезеровщиком. В 1965 году вернулся в армию, служил в Чехословакии.

В 1968 году в Чехословакии начались беспорядки. В стране нашлись силы, которые провоцировали народ этой страны на антисоветские выступления.

Страны Варшавского договора ввели в Чехословакию союзные войска. В том числе туда прибыла и советская группа войск. В одной из частей служил Ю. И. Андреев. Когда его танковая часть двигалась к Праге, дорогу танку Ю. Андреева преградили провокаторы, выставив вперед женщин и детей.

Столкновение было неизбежным. У Юрия был выбор: раздавить женщин и детей или скатиться в пропасть. Ю. И. Андреев выбрал второе…

Трое членов экипажа, в том числе и Юрий Андреев, погибли.

Его хоронил весь Новосибирск.

В нашем альбоме, посвященном его памяти, есть несколько скорбных фотографий с Заельцовского воинского кладбища: вот снимают покрывало с памятника, а вокруг могилы море людей: солдаты, матросы, школьники, гражданские люди.

9 мая учащиеся нашей школы обязательно посещают эту дорогую для нашей школы могилу.

Чечня.

Наступили беспокойные, тревожные девяностые годы уходящего двадцатого столетия. Почувствовав слабость центральной власти России, забурлили её окраины.

Особенно бурными были события в Чеченской Республике. Вспомнились царские и сталинские несправедливости по отношению к чеченскому народу. "Горячие головы" в Чечне решили уйти из-под власти России и обрести независимость, но при этом не подумали о том, что независимость страны предполагает ответственность новых властей перед народом Чечни за безопасность, здоровье и нормальную жизнь региона.

В Чечне начались беспорядки:

1994-96 гг. – I –я чеченская война

1999-2002 гг. – II-я чеченская война.

России пришлось вводить свои войска в Чечню. Не обошлось там и без наших учащихся, служивших в армии. Расскажу о некоторых из них.

В чеченских событиях участвовали выпускники нашей школы.

Например Морозов Василий Геннадьевич, выпускник нашей школы, военный врач.

Сайт создан в системе uCoz